Автоспрут. Преступные схемы фиктивного техосмотра приносят миллиарды рублей
Происходят они, порой, как бы даже «законно», то есть в формальных законных рамках. Что выглядит ещё более дико, хотя подобным у нас вряд ли кого удивишь…
С тех пор, как у полиции забрали функцию техосмотра автомашин, эта сфера стала криминальным бизнесом в колоссальных масштабах. Притом в очень высоких кругах. Выстроенная по всей стране коррупционная схема заметна всем, кроме тех, кто обязан с этим бороться.
Как должен проводиться современный техосмотр? Заезжает машина, включается видеокамера, запись уходит на федеральный сервер… Так делают в нормальных странах, где действует закон, а не понятия. Возможностей для обмана мало: как минимум, машину осматривают фактически, и если это не происходит, попытка подтасовки карается.
В нашей стране всё это извращено. Сознательно извращено: чтобы можно было безнаказанно мошенничать. Огромное количество машин проходит осмотр «заочно», то есть без всякого реального осмотра. Для оформления диагностической карты оператору высылают только фотографию машины: вроде как приезжала, проверялась… Но никто никуда не едет, тем более, что и приехать, порой, нереально, если на камчатскую машину диагностическую карту делают, к примеру, в Нальчике или Петербурге…
Сейчас в интернете полно объявлений о быстром прохождении техосмотра, «без заезда». Такую услугу оказывают быстро и, как правило, дешевле, чем при фактическом осмотре.
А делается это вот так. Есть сертифицированные операторы техосмотра. Действительными являются диагностические карты, полученные только у них. Поэтому подтасовки оформляют от их имени.
Данные о техосмотре уходят в Москву по электронному протоколу. Как и должно быть. Но…
Есть секретный протокол, взломать который проблематично даже спецслужбам, а есть обычный, который взламывают даже средней руки хакеры. Какой, как вы думаете, протокол используется в системе техосмотра? Нетрудно догадаться, что обычный. Хакеры, задействованные в коррупционной схеме, регулярно его взламывают, что позволяет преступникам оформлять липовые диагностические карты от легальных операторов. В том числе «от имени» моего предприятия автосервиса за неделю выписали 500 (!) таких фальшивок. Даже в Крыму.
Шайки махинаторов создаются быстро. К примеру, кто-то на Камчатке пишет в интернете: «Хочу продавать диагностические карты техосмотра». Так находят партнёров на материке, становясь их посредниками…
Поймать мошенников не так уж сложно, но никто этим не занимается. Я долго «мучил» этим полицию: они дело как открыли, так и закрыли.
Боюсь, не от лени всё это. Есть основания полагать, что в данной коррупционной схеме задействованы слишком влиятельные люди (в генеральских погонах в том числе) и мозговой центр этого спрута находится очень высоко. Вот почему никто не хочет переводить работу на секретный протокол, иначе пропадёт заветная лазейка для злоупотреблений.
Теперь посмотрим на тему с другой стороны. Кто становится клиентами подобных махинаторов? Далеко не всегда это недобросовестные автовладельцы. Есть много других случаев, что очень характерно для Камчатки.
Как, скажите, пройти легальным образом техосмотр владельцам автотранспорта в удалённых посёлках полуострова? Практически никак. Ежегодно возить машину из Манил или Оссоры в Петропавловск и обратно вряд ли кому-то по карману.
Сейчас ко мне обратились с просьбой провести формальный техосмотр 20 единиц (!) автотехники из администрации одного из районов. Не самого, кстати, отдалённого. С ними даже есть шоссейное сообщение, но расстояние всё равно значительное. Гнать ежегодно такие автокараваны в краевую столицу они тоже не могут.
От данного предложения я так же отказался. Но вопрос с прохождением техосмотра им всё равно решать нужно – не через меня, так через кого-то другого. А куда деваться? И так происходит каждый год по всей стране.
Можно ли делать по-другому? Разумеется, можно. Для этого краевое правительство должно решить вопрос легального прохождения техосмотра в глубинке. Легко ли это сделать? Думаю, нелегко. Но они должны решить эту задачу. Это их прямая обязанность. На то в правительстве и зарплаты в сотни тысяч рублей (у кого-то более полмиллиона), чтобы решать непростые задачи. Пускать всё на самотёк, чтобы люди сами находили какие-то решения (незаконные, конечно) – явно не лучший выход.
В заключение такие цифры. В России около 20 миллионов автомашин. Помножьте эту цифру на 500 рублей (столько берут за фиктивный техосмотр). Это 10 миллиардов рублей. Даже если каждая пятая машина в стране пройдёт через коррупционный спрут – это около 2 миллиардов чистого дохода. Притом не облагаемого налогами. Огромные деньги, уходящие в карманы преступного бизнеса!
Чему же тогда удивляться, что при всей очевидности происходящего в масштабах страны преступления власть предпочитает закрывать на него глаза!
И совсем не понятна позиция обывателя, предпочитающего делать «левый» техосмотр за 500 рублей, тогда как цена легального техосмотра, для легковушек составляет 840 рублей. Техосмотр выгоден, прежде всего, самому автовладельцу, так как в рамках диагностических процедур техосмотра ему за 840 рублей производят диагностику автомобиля, которая в обычных случаях ремонта может стоить в несколько раз дороже. А планово-предупредительные ремонты автомобилей всегда стоят значительно дешевле, нежели ремонты, производимые при фактической поломке узлов и агрегатов. Это аксиома, но…
Александр Иванов, владелец СТО «Автолюкс»
- Украина хочет дружить с разными странами против России
- Медведев о пенсионной реформе: «Мы стараемся максимально учесть интересы всех»
- Свечу памяти в Петропавловске зажгут в 4 часа утра в сквере Свободы
- Специалисты не нашли возбудителя инфекции в столовой школы, где заболели 17 учеников
- Труба асбестоцементная: что это и где применяется